Кураторский проект Ольги Гражданкиной «Личное»
О проекте «Личное»
Проект «Личное» объединяет художников, практика которых связана с темами «память места», «личная память». Репрезентация прошлого осуществляется через личные воспоминания, семейные архивы, свидетельства и объекты. Художественные высказывания участников проекта строятся на пересечении художественного и документального, объектного и субъектного.
«Бирюса» — легендарный сибирский холодильник. В 1990-е годы он был почти в каждом доме. Его белая дверца, сплошь заклеенная модными в то время наклейками, скрашивала тяжелые будни. С большой внимательностью к деталям и любовью его рисует Александр Гребенщиков. Художник фиксирует объект с особенной точностью. «Портрет» холодильника — это портрет целой эпохи, портрет тех людей, которые в 1990-е были еще совсем молоды.
Память, заключнная в объекте, как будто консервируется на долгие годы. И вот уже нет владельцев, а предмет существует. Так для своей инсталляции «На фоне ковра» Ольга Гражданкина использует часы из дома своей бабушки. Они остановились, но не перестали быть свидетелем жизни большой семьи. Для графических работ художница использует личный архив — фото и текст молитвы, а вешает все это на фоне ковра. Ковер — не менее легендарный предмет быта, чем холодильник «Бирюса», для большинства людей в России. Не даром образ ковра так часто используется современными художниками. У многих людей в нашей стране ковер ассоциируется с детством. Но не только ковер. Наши бабушки учили нас молитвам, давали их с собой в дорогу. Мы храним тепло наших бабушек в своих сердцах.
Художницу Ольгу Молявко бабушка научила молитве «Постелька стеленая». Трогательные ласковые строки молитвы Ольга запечатлела в вышивке, а свою семью в текстильном коллаже «Дом». Неосуществимое желание вернуться в дом своего детства приводит художницу к мысли о том, что память можно увековечить в произведении искусства. Ностальгия по людям и месту часто приводит к замечательным творческим воплощениям.
Алексей Щигалев снимает видео «Пойдем на гору гулять!» Он зовет нас посмотреть на людей небольшого уральского городка. Заходим на гору, смотрим — люди живут свою неспешную жизнь. И вот уже через час все, что мы видели, становится частью прошлого. И только видео сохранит тот маленький кусочек жизни, который однажды художник подсмотрел в бинокль.
Александр Данилов посвящает свой проект другому особенному месту на Урале — озеру Аргази. Это озеро художник называет своим «местом силы». В проекте «Аргази. Знакишумаветратрав» художник выступает как исследователь места. Он тщательно всматривается в каждую травинку, каждый камушек озера, исследует и фиксирует самые сложные состояния природы. В эти моменты он становится частью этого места, растворяется в нем.
Наблюдение за временем, которое неумолимо ускользает от пристального взгляда художника — лейтмотив выставки. Каждый из художников проекта—наблюдатель, который не хочет быть просто свидетелем, он хочет остановить время, положить память в карман и сохранить ее навсегда. Варвара Обшивалкина сохранила свои чудесные деньки в офортах, а Лилия Баронова в монотипиях. Оттиск памятного предмета, даже самого простого листа из личного дневника приобретает почти сакральный смысл.
Проект «Личное» о переживании времени, о дневниках и заметках, которые приобретают новый смысл, получают вторую жизнь. Анна Канфер с большим вниманием изучает свой дневник, свою прошлую жизнь. Она превращает дневник в объект. Теперь он, как идол, как повелитель прошлого возвышается в стеклянной витрине, а его страницы увековечены в графических листах.
Мы возвращаемся в прошлое, чтобы осознать будущее и понять себя настоящего. Дневник в этом случае первый помощник. Но, что делать если дневника нет? И снова на помощь приходят объекты. Детская игрушка —самый первый друг и заступник. Для своих рассказов о жизни Алена Терешко и Анти Кукконен используют свои любимые мягкие игрушки, которые в детстве были лучшими друзьями. О чем можно рассказать лучшему другу, да обо всем. Проект «Домашняя Одиссея» — сериал с диалогами о сам важном.
К темам «память места» и «личная память» художники обращаются во все времена — эти темы неисчерпаемы. В определенный момент каждая человеческая жизнь превращается в память, а желание законсервировать время становится самым важным. Может быть, однажды, когда мы изобретем машину времени эти желания осуществятся.
Ольга Гражданкина